Научно-методическая деятельность

Мозг, хорошо устроенный, стоит больше,
чем мозг, хорошо наполненный
М. Монтень
Самая высокая награда для меня, когда кто-то из детей, услышав звонок с урока, удивлённо поднимает голову: « Урок закончился? Так быстро?». Значит, им было не скучно, значит, они узнали что-то новое, значит, чему-то научились. Каковы же условия учебной успешности? Я бы выделила три:


Всё вышеперечисленное требует постановки и решения принципиально новых творческих задач. Возникновение таких задач – процесс объективный. Такие задачи возникают тогда, когда человек или группа людей пытаются преобразовать некую часть окружающего мира. Поэтому поддерживать творческую среду, вызвать неподдельный интерес к предмету можно только там, где есть деятельность, направленная на развитие каких–либо систем. Поэтому я стараюсь находить те методы и приёмы, которые в той или иной степени могут изменить стиль обучения в сторону самостоятельности и активности учащихся. Конечно, невозможно делать это на каждом уроке, в каждом классе, при изучении каждой темы, в силу разных обстоятельств. Выполнение творческих задач связано с большими трудностями для учащихся, поэтому важно ими не злоупотреблять.
На уроке практикую работу в группах – к примеру, выяснить, от чего зависит выталкивающая сила, сила трения, как увеличить КПД простых механизмов (7 кл). В восьмом классе «открытие» закона Ома, находят отличия двух способов парообразования – испарения и кипения. Пятиклассники наблюдают делимость вещества, сравнивают сухое и влажное трение, исследуют магнитное взаимодействие и т. д.
Каждый предмет имеет свои особенности. Физика не исключение. В переводе с греческого «фюзис» - природа. Чтобы увидеть и оценить красоту и логику природы, детям приходится пробираться сквозь информационные потоки. А из мелочей этих формируется система инструментов, которая облегчает работу с этой предметной информацией. И тогда красота и логика предмета становится очевидной и возникает атмосфера собственного открытия. Речь идёт о формировании информационной компетентности. Необходим опыт оперирования информационными потоками. Поэтому приходится смещать акцент с предметной образовательной деятельности на образовательную деятельность как таковую. У ребят формируется единая картина мира. А моя задача предложить ему инструменты, которые бы упорядочили этот процесс.
Поэтому, большую роль отвожу созданию и организации образовательной среды, в которой смена форм учебной деятельности является одним из факторов развития компетентности учащихся, формированию готовности, и способности обучаться самостоятельно, работать в группе, что позволяет раскрываться, формирует умение обрабатывать, анализировать. Важнейшим побудителем любой деятельности является интерес, и, чтобы он возник, стараюсь меньше излагать материал в «готовом виде»: все (или почти все) знания и умения учащиеся должны добывать в процессе их личного труда – индивидуального или в малых группах. Обучение на деятельностной основе – это основной принцип в моей работе.
Для того чтобы дети на занятиях не были пассивными слушателями, а были активными участниками образовательного процесса, я использую такие современные методики, которые наиболее полно учитывают особенности и потребности и отвечают задачам профильного обучения:
  1. Организация самостоятельной познавательной деятельности: индивидуальной и групповой;
  2. Проведение учебных дискуссий, мозговых атак, круглых столов;
  3. Применение метода проектов, кейс-метода;
  4. Применение исследовательского метода обучения;
  5. Обучение письменным творческим работам (исследовательские отчёты).

Физика – наука экспериментальная (Домашний эксперимент)

«Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму», - это изречение Конфуция мне известно давно. Как только я начала заниматься преподавательской деятельностью.
Без эксперимента нет, и не может быть рационального обучения физике; одно словесное обучение физике неизбежно приводит к формализму и механическому заучиванию. Уже в определении физики, как науки, заложено сочетание в ней как теоретической, так и практической частей. Поэтому, в процессе обучения физике как можно полнее демонстрирую детям взаимосвязь этих частей. Ведь когда дети чувствуют эту связь, они смогут дать объяснение многим процессам, происходящим вокруг них в быту и в природе. Убеждена, ребёнок должен обладать минимальным набором знаний, чтобы у них сформировалась единая картина окружающего их мира! Чтобы физика была для всех открытой книгой, а не только сводом, так пугающих их, формул и законов.

В институте нас учили методике демонстрационного эксперимента, фронтальных лабораторных работ, огромное внимание уделялось физическому эксперименту. Нас учили тому, что первые мысли учителя должны быть направлены на то, чтобы учащийся видел опыт и проделывал его сам, видел прибор в руках преподавателя и держал его в своих собственных руках. В рамках одного только урока достичь этой цели практически невозможно.
Еще в древности учителя (философы) могли советовать своим ученикам понаблюдать за природными явлениями, проверить какой-либо закон или гипотезу на практике в домашних условиях. Те времена, когда практически любой мог проверить самую современную физическую теорию у себя дома ушли в прошлое лет так на двести. Сейчас на передовые исследования нужны огромные средства. Опыты, задаваемые на дом, не требуют применения каких-либо приборов и существенных материальных затрат. Это опыты с водой, воздухом, солью, с предметами, которые есть в каждом доме. Кто-то может усомниться в научной ценности таких опытов, конечно. Но разве плохо, если ребенок сам может проверить открытый за много лет до него закон или явление? Для человечества пользы никакой, но как велика она для ребёнка! Опыт – задание творческое, делая что-либо самостоятельно, ученик, хочет он этого или нет, а задумается: как проще провести опыт, где встречался он с подобным явлением на практике, где еще может быть полезно данное явление. И здесь надо помочь детям научиться отличать физические опыты от всяческих фокусов, не путать одно с другим.
Еще в древности учителя (философы) могли советовать своим ученикам понаблюдать за природными явлениями, проверить какой-либо закон или гипотезу на практике в домашних условиях. Те времена, когда практически любой мог проверить самую современную физическую теорию у себя дома ушли в прошлое лет так на двести. Сейчас на передовые исследования нужны огромные средства. Опыты, задаваемые на дом, не требуют применения каких-либо приборов и существенных материальных затрат. Это опыты с водой, воздухом, солью, с предметами, которые есть в каждом доме. Кто-то может усомниться в научной ценности таких опытов, конечно. Но разве плохо, если ребенок сам может проверить открытый за много лет до него закон или явление? Для человечества пользы никакой, но как велика она для ребёнка! Опыт – задание творческое, делая что-либо самостоятельно, ученик, хочет он этого или нет, а задумается: как проще провести опыт, где встречался он с подобным явлением на практике, где еще может быть полезно данное явление. И здесь надо помочь детям научиться отличать физические опыты от всяческих фокусов, не путать одно с другим.

Так как одно из требований к домашнему опыту - простота по выполнению, провожу их на начальном этапе обучения физике, когда в детях еще не угасло природное любопытство. На этом этапе знакомлю учеников со структурой и правилами выполнения домашних экспериментальных заданий. С этой целью объясняю порядок заданий, правила записи результатов, измерений и наблюдений, обращаю внимание на технику безопасности, на цель эксперимента или наблюдения, на её формулировку, выводы, полученные из опытов.
Начинается всё с простейших измерений – измерить толщину учебника, объём головы, скорость движения автобуса, проградуировать бутылку, получив, тем, самым, домашнюю мензурку, вычислить давление пакета молока на стол, вычислить плотность своего тела и Архимедову силу, действующую на него. Все наблюдения и результаты записываем на страничке «Я». Это тетрадь с обратной её стороны ( накоплено 42 задания)
По мере развития у учащихся экспериментальных умений устное инструктирование сокращается и в дальнейшем прекращается. При этом можно ограничиться четкой формулировкой задания. Например, вычислить работу и мощность при подъеме по лестнице со 2 этажа дома на 3 этаж, заставить цвета исчезнуть (интересно даже для 11-классников), подсчитать стоимость электроэнергии за определенное время, понаблюдать за понижением температуры при испарении, построить изображение в зеркале (накоплено 27 опытов)
Получив навыки самостоятельного экспериментирования, учащиеся могут более активно участвовать в планировании проведения опытов. На этом этапе достаточно поставить перед учащимися учебную задачу, а пути её решения они находят самостоятельно. Но, придумать эксперименты для домашнего проведения по таким темам, как, например: большая часть темы “Электродинамика” (кроме электростатики и простейших электрических цепей), “Физика атома”, “Квантовая физика”, очень трудно… А вот эксперимент по теме «Тепловые явления» достаточно обширен.
В старших профильных классах практикую учебные исследования, которые выполняются в течение года и защищаются по его окончанию. Конечным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный, творческий продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде.
Это своеобразный смотр достижений, на котором дети не только демонстрируют сформировавшиеся у них навыки организации и проведения исследовательской деятельности, но и, что немаловажно, но и проявляют метапредметные и коммуникативные, что отвечает ожиданиям значимой для них аудитории. Такая работа невозможна без взаимодействия с педагогом, одноклассниками и, что особенно ценно, родителями. Темы исследований предлагаю на выбор, но, нередко, учащиеся приходят с готовыми учебными проблемами, решение которых и воплощается в исследовательской работе. Конечно, работы учеников в большинстве случаев не имеют принципиальную новизну, но они являются маленькими ступеньками, ведущими к настоящим изобретениям. Главное - научить ученика думать. Научить ученика думать – значит сделать для него значительно больше, чем только снабдить определённым объёмом знаний. Действительно, Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный.

Многолетний опыт работы показывает, что проведение фронтальных лабораторных работ, решение экспериментальных задач, выполнение кратковременного физического эксперимента в несколько раз эффективнее, чем ответы на вопросы или работа над упражнениями учебника.
Значение демонстрационного физического эксперимента невозможно переоценить,
- учащиеся знакомятся с экспериментальным методом познания в физике, с ролью эксперимента в физических исследованиях (в итоге у них формируется научное мировоззрение.
- формируются некоторые экспериментальные умения: наблюдать явления, выдвигать гипотезы, планировать эксперимент анализировать результаты, устанавливать зависимости между величинами, делать выводы.
- Для выполнения таких заданий требуется широкий перенос знаний и умений, то есть глубокая осмысленная деятельность, знание приемов умственной деятельности и умение применять их.
- Системность проведения подобных работ приводит к формированию универсальных учебных действий.
- Применение Домашнего эксперимента способствует повышению интереса к изучению физики и созданию мотивации учения.

Преподавание физики в пятом классе

Исследование в области педагогической психологии подтверждают, что на этот возраст, приходится максимум сензитивного периода (период, в жизни ребёнка, когда он учится чему-либо очень легко и овладевает навыками без особых усилий) В этом возрасте развивается функциональная система интеллекта, задачей которого является освоение окружающего мира.
Когда ребенок начинает чувствовать себя «достаточно взрослым», переходя в основную школу, ему нужно дать возможность осваивать реальный физический мир - мир вещей и явлений. Осваивать на уровне фактов: самому открывать свойства разнообразных объектов реального мира, устанавливать закономерности протекания основных явлений. Программой предусмотрено достаточное количество времени на выполнение экспериментальных заданий, наблюдений.
На данном этапе использую так же такие приёмы оптимизации информации, как рисунки и схемы, т. е. систему образных ассоциаций. При грамотном подходе, эти приёмы дают прекрасный результат. Кроме всего прочего, изучение предмета окрашено эмоционально. Дети по-своему изображают силы, молекулы, диффузию, деформацию. Вместе с родителями работают над мини-проектами. налицо неподдельный, живой интерес к явлениям природы, попытки экспериментировать, делать открытия.
Не секрет, что самое страшное для ребёнка на уроке физики – решение расчётных задач. Поэтому, я очень серьезно подхожу к формированию навыков решения задач, и активно ищу пути совершенствования алгоритмических подходов их решению. И точно знаю: существует пять затруднений учеников при решении физических задач.
  • понять условие задачи;
  • извлечь из условия всё, что в нём задано для решения;
  • составить расчётную схему;
  • составить план решения;
  • составить свободное равенство для вычисления и проверить результат.
Для ученика это не пять проблем, а пять больших групп проблем. Из-за них-то задача и не решается. Приходится последовательно решать каждую из названных проблем. «Пути совершенствования алгоритмического подхода к обучению школьников решению физических задач» - тема моей научно-методической работы на протяжении двух лет.

Реализуемые технологии обучения и воспитания

Проектная деятельность
Компьютерные технологии
Сотрудничество в группах
Дифференцированное обучение
Кейс-метод
Коммуникативное обучение

Материально-техническое обеспечение учебного процесса

Государственный стандарт по физике предполагает приоритет деятельностного подхода к процессу обучения, развитие у школьников умений проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач. Поэтому совершенствование школьного кабинета физики, наглядность и красочность технического сопровождения практической части является важным условием качественного преподавания предмета.
Постепенно осуществляется планомерный переход от приборного принципа разработки и поставки оборудования к комплектно-тематическому подходу. В настоящее время параллельно сосуществуют обе системы.
Оборудование, имеющееся в кабинете, учитывает три формы эксперимента: демонстрационный эксперимент и два вида лабораторного эксперимента — фронтальный (в основной школе и базовом уровне старшей ступени), фронтальный и лабораторный практикум (при изучении физики на профильном уровне).
Считаю, что большая роль принадлежит созданию комфортных условий в кабинете физики и обеспечению функциональности лаборантской учителя. Наш кабинет светлый, уютный, просторный, оснащен стационарным проектором и большим автоматическим экраном.
За годы работы в школе мной накоплен и систематизирован богатый дидактический материал по всем темам курса физики для всех классов.

Материалы к уроку "Сила как мера взаимодействия тел"

 Методика проведения урока
 Презентация к уроку
 Карточка для ученика

Комментариев нет:

Отправить комментарий